|
ТЕНСЕГРИТИ
<отрывок>
магические пассы для сновидения
Для магов древней Мексики третьим в списке приоритетов являлось сновидение,
искусство разрушения рамок обычного восприятия. Для тех магов и современных
представителей их линий путешествие в неизведанное было действительно ведущей
силой магии. Дон Хуан демонстрировал мне несчетное количество раз, что все,
выполняемое им и его соратниками, было нацелено на эту силу. Два искусства, на
которые они опирались в
своих путешествиях, были невероятно изощренными видами деятельности: искусство
сновидения и искусство сталкинга (stalking - преследование).
Искусство сталкинга было для дона Хуана обратной стороной монеты по отношению к
искусству сновидения. Для того, чтобы сделать оба эти искусства понятными мне,
он сначала познакомил меня с тем, что называл краеугольным камнем магии:
возможностью воспринимать энергию непосредственно так, как она течет во
Вселенной.
Он объяснял мне, что то, что люди обычно принимают за восприятие, является
скорее актом интерпретации чувственных данных. Он говорил, что с самого момента
рождения все окружающее поддерживает в нас возможность интерпретировать. Со
временем эта возможность превращается в полную систему, с помощью которой мы
осуществляем восприятие абсолютно всего в мире. Он был убежден, что мы ни на
одну секунду не задумывались над возможностью воспринимать потоки энергии
непосредственно. Для дона Хуана и таких
же магов, как он, обычный человек тогда превращается в мага, когда он прекращает
работу системы интерпретации и начинает прямо воспринимать энергию.
Дон Хуан говорил, что человеческие существа приобретают вид светящихся сфер,
только когда они воспринимаются непосредственно как энергия. Видеть энергию
непосредственно он считал опорной точкой магии. Он уверял меня, что все, что маг
делает, вращается вокругэтого или исходит из этого. Из способности
непосредственно видеть энергию вырастают два главных вида деятельности:
искусство сновидения и искусство сталкинга.
Еще одним важным моментом магии, который он подробно разъяснил мне, была точка
сборки. Он сказал,
что когда маги видят человеческое существо в виде светящейся сферы, они также
видят и эпицентр магии: точку размером с теннисный мяч, более яркую, чем вся
остальная светящаяся сфера. Дон Хуан называл это
точ кой сборки и говорил, что именно там, в этой точке, собирается восприятие.
- Искусство сновидения, - однажды сказал он мне, -состоит в целенаправленном
смещении точки сборки из ее обычного положения. Искусство сталкинга состоит в
том, чтобы усилием воли закрепить точку сборки в ее новом положении, в которое
она была перемещена. Согласно объяснению, данному доном Хуаном, два эти
искусства лежат в философских рамках пути воина. или пути мага: набора
предпосылок, которыми маг руководствуется в своей жизни в мире.
Следовать предпосылкам, предписанным воину, было для дона Хуана и его соратников
высшим достижением магии. Дон Хуан считал, что, только строго придерживаясь пути
воина, маг может приобрести
энергию и решимость для путешествия в неизвестном. Дон Хуан постоянно и особо
отмечал ценность прагматичного отношения со стороны занимающегося магией к
сновидению и сталкингу. Прагматическое отношение он определял как способность
поглощать любые случайности, которые могли встретиться на пути
воина. Он сам, по моему мнению, был живым примером такого отношения. Любая
неуверенность и всякие обязательства рассеивались от одного его присутствия.
Он указывал, что для того, чтобы достичь такого желаемого прагматичного
отношения, практикующий должен иметь в высшей степени гибкое, подвижное, сильное
тело. Он говорил, что физическое тело - это единственное, что действительно
многое значит для магов, а такой вещи, как противоречие между телом и умом, не
существует. Маги считают, что физическое тело включает в себя и тело, и ум. Он
говорил,
что для того, чтобы уравновесить физическое тело как единое целое, маги
учитывают еще одну форму энергии: энергетическое тело, известное также как
другой, или двойник, или дубль, или тело сновидения.
Дон Хуан описывал искусство сновидения как возможность использовать обычные сны
в качестве удобного входа для сознания человека в другие области восприятия. Он
говорил, что обычные сны могут быть использованы как люк для входа в другие
области энергии, отличающиеся от энергии повседневной жизни, но, в то же время,
необыкновенно похожие на нее в своей основе. Он говорил, что результатом такого
вхождения является восприятие настоящих, реальных миров, где можно жить или
умереть, точно так же как и в том мире, где мы живем, но те миры поразительно
отличаются от нашего и одновременно удивительно похожи на него. Я неоднократно
просил дать более понятное, линейное объяснение столь странным противоречиям, но
дон Хуан Матус продолжал стоять на своем: он говорил, что ответы на эти вопросы
можно найти в практике, а не в интеллектуальных поисках. О такой возможности
можно поболтать, но это ни к чему не приведет: нужно будет использовать язык,
синтаксис нашего языка, а это ограничивает возможности выражения. Синтаксис
любого языка зависит только от тех возможностей восприятия, которые имеются в
том мире, где мы живем.
Дон Хуан делал значительное различие между двумя испанскими глаголами: soar -
спать; ensoar - спать сном мага. В английском языке нет слов для обозначения
этих разных состояний: обычного сна, sueo, и более сложного состояния, которое
маги называют ensueo. Дон Хуан также описывал сновидение как состояние глубокой
медитации, в котором смещение восприятия играет ключевую роль.
Дон Хуан объяснил, что искусство сновидения возникло благодаря случайному
наблюдению, сделанному магами древней Мексики, когда они видели спящих людей.
Они заметили, что во время сна точка сборки
очень естественно и легко смещается из своего обычного положения и начинает
двигаться по периферии светящейся сферы или внутри нее. Соотнося увиденное с
рассказами людей, находившихся в состоянии
сна, они поняли, что чем больше смещение точки сборки, тем удивительней рассказы
о приснившихся вещах и событиях. Древние маги жаждали возможности сместить свои
точки сборки и для этого начали использовать растения с психотропными
свойствами.
Скоро они обнаружили, что смещение точки сборки, достигаемое с помощью
психотропных веществ является неустойчивым, вынужденным и не поддается контролю.
Дон Хуан рассказывал, что в середине этих неудачных экспериментов маги сделали
очень важное открытие. Маги назвали этот феномен вниманием сновидения, под
которым понимали способность практикующего фиксировать сознание на предмете
своего сна.
Конечным результатом новых усилий тех магов стало искусство сновидения, в том
виде, в котором оно существует по сей день. Благодаря дисциплине, они добились
того, что развили свое внимание сновидения до невероятной степени. Они могли
фокусировать его на любом элементе сна и обнаружили, таким образом, что
существует два вида снов. Одни - это сны, с которыми мы все хорошо знакомы, в
них присутствуют элементы фантасмагории, их мы можем назвать продуктом нашего
склада ума, нашей души; они, не исключено, связаны
с нашим неврологическим строением. Другой тип снов маги назвали снами, где
производится энергия. Дон Хуан говорил, что древние маги находили себя в снах,
которые были не снами, а действительными визитами во вполне реальные места, но в
ином мире, визитами, осуществленными в состоянии типа сна. В этих реальных
местах, подобных миру, в котором мы живем, объекты сновидения порождали энергию
точно так же, как ее производят деревья, животные и даже камни в нашем
повседневном мире.
Однако, их видение таких мест было слишком непродолжительным, слишком мимолетным
и поэтому ценность этого была невелика. Маги определили, что это происходит
потому, что они не могут задержать, зафиксировать точку сборки на определенное
время в том месте, куда она переместилась. Их попытки исправить ситуацию привели
к появлению еще одного великого искусства магии - искусства сталкинга, то есть
трюка удержания точки сборки закрепленной в том положении, куда она
переместилась. Эта фиксация точки сборки дала им возможность полностью и
детально рассматривать появляющийся мир. Дон Хуан говорил, что некоторые маги
никогда не возвращались из своих путешествий. Иными словами, они предпочитали
остаться "там".
Дон Хуан говорил, что, внимательно изучая светящуюся сферу человеческого
существа, древние маги обнаружили в ней шестьсот мест, в каждом из которых, при
закреплении в нем точки сборки, открывается
вход в совершенно новый мир. На мой постоянный вопрос: "Но где же находятся эти
миры?", дон Хуан всегда отвечал: "В том положении, где точка сборки". Это
удивительно правдиво, хотя по мнению многих из
нас совершенно лишено всякого здравого смысла.
Если, однако, рассмотреть это утверждение в свете способностей магов видеть
энергию так, как она течет во Вселенной, то оно приобретает для них вполне
реальный смысл. Маги древней Мексики объясняли, что точка сборки в ее обычном
положении принимает втекающий в нее поток полей энергии из Вселенной в виде
светящихся волокон, число которых необычайно велико. Поскольку ее местоположение
все время одно и то же, то, по мнению магов, на ней сходятся и через нее
проходят одни и те же энергетические поля в форме
светящихся волокон, что дает в результате также постоянное восприятие того мира,
который мы знаем. Эти маги пришли к неизбежному выводу, что, если точка сборки
будет смещена в другое положение, то через нее
будет проходить другой набор энергетических волокон, давая в результате
восприятие мира, которое, по определению, не является тем же самым, что мы видим
каждый день.
Маги древней Мексики утверждали, что, поскольку точка сборки является не только
центром, где собирается восприятие, но и центром, где происходит интерпретация
чувственных данных, то несомненно, что
она будет интерпретировать новый набор энергетических полей в такой же точно
манере, как она интерпретирует мир повседневной жизни. Результатом этой новой
интерпретации является видение мира, странно похожего на наш, но в то же время
существенно отличающегося от него.
Дон Хуан говорил, что только интерпретация точкой сборки дает ощущение
похожести, и что энергетически другие миры совершенно отличаются от нашего.
Для того, чтобы выразить это невероятное свойство точки сборки и возможностей
восприятия, которые дает ему сновидение, нужен или новый синтаксис нашего языка,
или это состояние должен пережить
каждый из нас, а не только маги. Еще одной темой, чрезвычайно интересовавшей
меня, но сбивавшей меня с толку окончательно, было заявление дона Хуана о том,
что нет никакой процедуры, которая научила бы человека сновидению; сновидение
более всего нуждается в усилиях со стороны практикующего в установлении контакта
с вечной силой, которую маги называют намерением. Как только эта связь
установлена, таинственным образом устанавливается и сновиде ние. Дон Хуан
утверждал, что эту связь можно установить, только следуя дисциплине.
Когда я попросил его дать мне краткое описание необходимых для этого действий,
он рассмеялся.
- Отважиться войти в мир магов, - сказал он, - это не то же самое, что учиться
водить автомобиль. Чтобы научиться водить автомобиль, вам нужен учебник и
инструкции. Чтобы сновидеть, вы должны
намереваться делать это.
- Но как же я должен намереваться делать это? -настаивал я.
- Единственный способ намереваться - это намереваться, - провозгласил он. - Для
современного человека очень трудно принять тот факт, что здесь отсутствуют
какие-либо процедуры.
Он объяснил, что современный человек находится в плену руководств, практических
указаний, методов, пошаговых инструкций; что он постоянно делает какие-то записи
и строит диаграммы, глубоко
увлеченный этим "ноу-хау". Но в мире магов процедуры и ритуалы являются только
средством для привлечения и фокусировки внимания.
Они созданы для усиления фокусирования интересов и решительности. Они не имеют
никакого другого значения.
Дон Хуан утверждал, что для того, чтобы овладеть мастерством сновидения, в
высшей степени важно идти путем воина, следуя которому маги действовали везде -в
нашем ли мире, или в ином.
Следование пути воина давало однородные результаты при отсутствии каких-либо
точных образцов. Единственным средством, которое помогало древним магам
перемещать точку сборки, были
магические пассы; они давали стабильность, необходимую для вызова внимания
сновидения, без которого невозможно сновидеть так, как это делали маги древней
Мексики. Без помощи внимания сновидения,
практикующий мог, в лучшем случае, надеяться на ясные сны о фантасмагорических
мирах, или даже видения миров, где производится энергия, но все это не имело
никакого смысла без всеобъемлющего понимания, которое бы позволяло правильно
систематизировать виденное.
Магические пассы для сновидения
27 - Освобождение точки сборки движением, которое помещает ребро ладони перед
глазами
На выдохе резко с силой выбрасываем предплечье вертикально вверх, разворачивая
его так, чтобы ребро
ладони оказалось прямо перед носом. Начиная с левой руки, делаем, чередуя руки,
раз двадцать.
28 - Принуждение точки сборки к опусканию вниз
Стоим строго вертикально, ноги прямые, колени не согнуты. Подколенные сухожилия
напряжены максимально. Прямая левая рука находится за спиной, в нескольких
дюймах от тела, и направлена вниз, а
ладонь параллельна полу и максимально распрямлена. Правая рука находится впереди
в точно таком же положении. Голову поворачиваем к руке, находящейся за спиной.
Удерживаем положение до счета "двадцать". То же самое делаем в другую сторону.
29 - Переманивание точки сборки вниз за счет вытягивания энергии из
надпочечников и перемещения ее вперед
Помещаем левую ладонь (пальцы согнуты как когти) за спину на правую часть
поясницы (область правой почки) и, не отрывая ее от тела, ведем к левому боку.
Затем помещаем левую ладонь (ладонь прямая) на
правую часть живота, а правую ладонь (пальцы согнуты как когти) - за спину на
левую часть поясницы (область левой почки). Не отрывая от тела, ведем левую
ладонь к левому боку (тем самым вмазываем в
область желудка взятую перед этим энергию почки), а правую ладонь - к правому
боку. Повторяем несколько раз выделенное курсивом, каждый раз меняя руки
местами.
30 - Перемещение энергий типа А и Б
Маги считают, что все во Вселенной состоит из двойственных сил и что мы
подвержены такому дуализму во всех аспектах нашей жизни. На уровне энергии
имеются две действующие силы. Современные маги
зовут их силами А и Б, или силами 1 и 2, или правой и левой силами.
Обучая своих учеников, дон Хуан Матус называл их силами А и Б. Он говорил, что
сила А использует-
ся в нашей повседневной жизни, и рисовал ее в виде вертикальной линии. Сила Б,
говорил он, является скрытой и незаметной силой и редко вступает в действие, она
лежит внизу. Он рисовал ее в виде
горизонтальной линии, отходящей влево от основания вертикальной. Таким образом,
у него получалась повернутая вокруг вертикальной оси заглавная буква L.
Он говорил, что маги являются существами, которым удалось силу Б (которая обычно
лежит горизонтально внизу и бездействует) поставить вертикально и
активизировать. В результате этого им удавалось успокоить силу А (то есть
превратить ее из вертикальной в горизонтальную). Результат этого процесса дон
Хуан представлял уже как правильно написанную заглавную букву L.
Этот процесс и отражается в магическом пассе с руками. Правую руку вытягиваем
вперед, локоть находится на уровне плеча. Поднимаем предплечье вверх, образуя
прямой угол, ладонь смотрит влево. Левую руку сгибаем в локте, тыльная сторона
ладони находится под правым локтем (ладонь смотрит в пол). Руками не касаемся
друг друга, хотя правая рука "давит" с напряжением вниз, а левая вверх, как бы
пытаясь соединится. Сохраняя положение рук, сдвигаем правую руку влево так,
чтобы предплечье находилось напротив центра лица, и вся конструкция сдвигается
влево. Продолжая сохранять руки напряженными, смотрим влево одними глазами (без
поворота головы) в энергетическое окно, образованное руками, до счета
"двадцать". В течении всего упражнения: ладони прямые, на одной линии с
предплечьями. То же самое делаем в другую сторону.
31 - Перекатывание энергии из точки сборки и перенесение ее с помощью кулака
Руки находятся на уровне солнечного сплетения и согнуты в локтях. Руки
расположены одна над другой, ладони повернуты вниз. Каждой рукой описываем три
круга вокруг другой руки (в сторону вращения педалей велосипеда). Затем сжимаем
левую руку в кулак и выбрасываем ее вперед, словно бьем в невидимую цель. Затем
совершаем еще три вращения руками вокруг друг друга, сжимаем правую руку в кулак
и выбрасываем ее
вперед, словно бьем в невидимую цель. Повторяем это произвольное число раз.
32 - Бросок точки сборки, подобный метанию ножа из-за плеча
Это магическое упражнение является действительной попыткой бросить точку сборки,
сместить ее из обычного положения. Хватаем точку сборки так, словно это нож.
Левую руку отводим назад (ладонь
находится на уровне шеи), хватаем точку сборки и швыряем ее вперед, словно
бросаем нож (в конечном положении руки ладонь распрямлена и напряжена).
Направляем взгляд по линии руки в бесконечность. Делаем то же самое другой
рукой. Повторяем упражнение несколько раз. Маги утверждают, что нечто в
намерении бросить точку сборки оказывает глубокий эффект и точка сборки
действительно смещается.
33 - Бросание точки сборки кистью, подобное метанию ножа из-за поясницы
Колени слегка сгибаем и напрягаем, тело наклоняем вперед. Левую руку отводим за
спину на уровень поясницы (левое плечо слегка отведено назад), правая впереди
(плечо слегка наклонено вперед).
Потряхиваем кистью левой руки на уровне поясницы, словно захватываем точку
сборки и затем резко и быстро выбрасываем вперед руку. Это короткое и резкое
движение, как будто мы выбрасываем нож.
В своем конечном положении рука не сильно согнута в локте и находится близко к
телу, ладонь раскрыта и смотрит вверх. В начала выброса руки ладонь все время
смотрит вверх, руку проносим через бок. В то же
самое время правую руку отводим назад за спину (она согнута в локте, и прямая
ладонь, находящаяся на одной
линии с предплечьем, указывает на область почек). Застываем в конечной позе на
несколько секунд с сильным напряжением всего тела. Повторяем то же самое правой
рукой.
34 - Бросание точки сборки, подобное метанию диска от плеча
В начале этого пасса ноги распрямлены, тело расслаблено. Начинаем поворот тела
влево (вращаем телом из стороны в сторону), руки висят как плети. Руки настолько
расслаблены, что их движение осуществляется только за счет движения плеч и
поворота всего корпуса. Они как бы слегка разлетаются и тоже движутся влево.
Такой же поворот делаем вправо и еще раз влево. Из положения "поворот влево"
хватаем
левой рукой точку сборки и сжатую в кулак руку заносим к правому плечу, как
будто разгоняемся для дальнейшего движения, ноги в этот момент слегка сгибаем в
коленях и напрягаем, и выбрасываем вперед
руку, как будто мы метаем диск. В конечном положении рука слегка согнута, ладонь
распрямлена и смотрит вверх. Повторяем выделенное курсивом из предыдущего
упражнения. Повторяем все то же самое для
другой руки, начиная с поворота вправо.
35 - Бросание точки сборки из-за головы, подобное бросанию мяча
Делаем хватательное движение левой рукой в пространстве слева от тела над
головой (захватывая так точку сборки). Сохраняя ладонь собранной в кулак,
описываем ей круг над головой (против часовой стрелки, если
смотреть снизу) и из-за головы бросаем точку сборки вперед. Рука выпрямляется, а
раскрытая ладонь застывает в положении, как будто мы бросили мяч. Ноги слегка
согнуты в коленях. Застываем в этом положении на несколько секунд с сильным
напряжением всего тела. Повторяем то же самое правой рукой.
|
Реклама |
|
|