|
ГЛАВА 4 - СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В СОН
ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ, ИНДУЦИРУЕМЫЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ (ОСИСБ)
В последней главе мы говорили о стратегии осознанных сновидений, использующей
перенесение идеи из мира бодрствования в мир сна, например, намерения осознать
состояние сна, привычки критически проверять свое состояние или привычки
распознавать признаки сна. Эта стратегия предназначена помочь человеку добиться
осознанности во сне.
В данной главе для этой цели предлагается ряд совершенно иных ключей,
основывающихся на идее сознательного вхождения в сон. Метод состоит в удержании
осознанности при переходе из бодрствования в сон и позволяет входить в состояние
осознанного сна без каких бы то ни было провалов в сознании. Эту идею можно
воплотить множеством способов. Засыпая, вы можете сосредотачиваться на
гипнагогических образах, на мысленных представлениях, на своем дыхании или
сердцебиении, на ощущениях в теле, на своем "Я" и т.д. Если вы удержите свой ум
достаточно активным, когда ваш мозг стремится погрузиться в БДГ-сон, то
почувствуете, что тело заснуло, но вы, то есть ваше сознание, остались
бодрствовать. В итоге вы оказываетесь в мире сна в полном сознании.
Эти две различные стратегии достижения осознанности приводят к двум различным
типам осознанных сновидений. Случаи, когда люди засыпают с сохранением
осознания, известны как осознанные сновидения, инициируемые из состояния
бодрствования (ОСИСБ), в отличие от осознанных сновидений, инициируемых из
состояния сна (ОСИСС), когда люди засыпают бессознательно1. Эти два типа
сновидений различаются по множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровождаются
кратким пробуждением (иногда всего на одну-две секунды) с последующим
возвращением в БДГ-сон. У спящего возникает субъективное ощущение, будто он
проснулся. В случае ОСИСС это не так.
Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще происходят под утро, доля
ОСИСБ в общем их количестве к утру тоже возрастает. Другими словами, ОСИСБ с
большей вероятностью случаются в поздние утренние или полуденные часы. Это
непосредственно видно из моих записей. Из 43 осознанных сновидений, произошедших
во время первого БДГ-периода только одно (3%) было ОСИСБ, в то время как после
полудня они имели место в 13 случаях из 32 (41%)2.
Вообще говоря, ОСИСБ встречаются реже, чем ОСИСС; при лабораторном исследовании,
из 76 осознанных сновидений 72% оказались ОСИСС, и 28% -- ОСИСБ3. Интересно, что
доля ОСИСБ, зафиксированная в лаборатории, значительно выше, чем в домашних
условиях.
В моем конкретном случае, ОСИСБ составляют от 5% до 10% осознанных сновидений,
имевших место в домашних условиях, в то время как среди моих первых 15
осознанных снов в лаборатории их было целых 40 %4.
Я вижу две причины такого различия: все ночи, проведенные в лаборатории сна, я
сохранял высокий уровень осознанности в моменты пробуждения, и, кроме того
старался поменьше двигаться, чтобы не вносить помехи в работу записывающей
аппаратуры. Таким образом, при пробуждении из БДГ-сна в лаборатории у меня было
больше шансов осознанно вернуться в него, чем дома, где у меня не было
потребности ни в повышенном внимании к себе и к окружающей обстановке, ни в
сохранении неподвижности. Это говорит о том, что при соответствующих условиях
техника ОСИСБ может быть высоко эффективной.
Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные усилия, которых требуют
поначалу техники прямого вхождения в сон, отдача от них столь же значительна5.
При соответствующей настойчивости с их помощью можно развить способность входить
в осознанное сновидение практически в любое время.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ
Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в сосредоточении в
процессе засыпания на возникающих в это время гипнагогических видениях. Вначале
вы, скорее всего, будете видеть относительно простые образы, вспышки света,
геометрические узоры и тому подобное. Постепенно появляются более сложные формы:
лица, люди, и, в конце концов, целые сцены6. Следующий пример "состояния
полусна", как его называл русский философ П.Д.Успенский, дает живое
представление о том, на что похожи гипнагогические видения:
Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые точки, искры и звездочки.
Эти искры и звездочки постепенно погружаются в золотую сеть с диагональными
ячейками, которые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слышу их
совершенно отчетливо. В следующее мгновение золотая сеть превращается в медные
шлемы римских солдат, строем марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и
наблюдаю из окна высокого дома в Галате, в Константинополе, как они шагают по
узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой Рог, с его парусниками и
пароходами; за ним видны минареты Стамбула. Римские солдаты тесными рядами
продолжают маршировать вперед и вперед. Я слышу их тяжелые, мерные шаги, вижу
сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от подоконника, на котором
лежу, и в том же склоненном положении медленно пролетаю над улицей, над домами,
над Золотым Рогом, по направлению к Стамбулу. Я ощущаю запах моря, ветер, теплое
солнце. Этот полет мне невероятно нравится, я не могу удержаться -- и открываю
глаза7.
Состояния полусна Успенского явились результатом привычки созерцать содержимое
своего ума при вхождении в сон и в полусонном состоянии после пробуждения. Он
отмечает, что делать это значительно легче утром после пробуждения, чем ночью
перед сном и что "без определенных усилий" такие состояния вообще не возникают8.
Доктор Натан Раппорт, американский психиатр, выработал метод вхождения в
осознанное сновидение, очень близкий методу Успенского: "Находясь в постели
перед сном, экспериментатор каждые несколько минут прерывает поток мыслей и
вспоминает их содержание, которое стремится исчезнуть перед каждым вторжением
его навязчивого внимания"9. Эта привычка переносится и в сон, приводя кр
езультатам, подобным следующим:
"Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызнули от изумительной
хрустальной люстры. Множество оригинально выполненных статуэток на камине
напротив дальней стены, обшитой панелями в стиле рококо, привлекали к себе
внимание, как и все экстравагантное. Справа веселая группа прекрасных дам с
кавалерами в самых элегантных нарядах викторианской эпохи любезничали друг с
другом. Какое-то время я бессознательно наблюдал эти сцены, пока наконец не
понял, что это не реальность, а игра моего ума. Мгновенно картина стала сказочно
красивой. С величайшей осторожностью мой полупроснувшийся ум стал ее
рассматривать: я знал, что это замечательное видение можно разрушить грубым
вторжением.
"Действительно ли эта мысленная картина неподвижна?" -- подумал я. Как бы в
ответ, одна из юных леди грациозно провальсировала по комнате. Затем она
вернулась в свою группу и, обернувшись ко мне через плечо, застыла с
ослепительной улыбкой на милом личике. В целом, цветовая гамма картины была
скромной, несмотря на калейдоскопические блики от люстры, изысканные голубые и
кремово-розовые тона богатых декораций и костюмов. Я почувствовал, что мое
внимание перешло на то единственное, что меня интересует в сновидениях -- на
краски: изысканные, но в то же время живые, как бы светящиеся изнутри"10.
ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и
ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно.
Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и
планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для
расслабления. Если нет -- попробуйте применить последовательную релаксацию
(стр.??53) или 61-точечную релаксацию (стp.??54). Пускай все утихает, становится
все медленнее, все расслабленнее, пока ваш ум не станет спокойным, как море в
безветренную погоду.
2. Наблюдайте за видениями
Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые постепенно будут появляться
перед вашим мысленным взглядом. Смотрите, как они рождаются и исчезают.
Старайтесь наблюдать за ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в
вашем уме такими, как есть. Не пытайтесь их остановить, а просто наблюдайте,
независимо и безучастно. Поначалу вы будете видеть последовательность несвязных
мимолетных видений. Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся все более
сложными, и в конце концов, объединятся в связные сюжеты.
3. Войдите в сновидение
Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, позвольте себе быть
пассивно "втянутым" в мир сна. Не делайте для этого усилий, просто продолжайте
беспристрастно наблюдать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему втянет
вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил ваше внимание. Не
забывайте, что теперь вы спите!
Комментарий
Наверное, самое сложное в этой технике -- научиться входить в сон на 3-м этапе.
Трудность состоит в выработке утонченной бдительности, позиции беспристрастного
наблюдателя, с которой вы даете втянуть себя в сон. Как подчеркивал Поль Толи:
"Не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет, поскольку это, как
правило, приводит к его исчезновению"11. Здесь требуется пассивное желание,
сходное с тем, что описано в предыдущей главе в разделе о самовнушении. По
словам Толи: "Вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попытаться
пассивно дать перенести себя туда"12. Тибетский учитель дает похожий совет:
"Осторожно наблюдая за своим умом, мягко ведите его в сновидение, как если бы вы
вели за руку ребенка"13.
Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна -- его мир может
показаться таким реалистичным, что легко потерять осознанность, как случилось в
начале описанного выше ОСИСБ Натана Раппорта. На этот случай Толи рекомендует
иметь намерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы вдруг
утратите осознанность, то, вспомнив, что надо что-то сделать, вы можете ее
восстановить.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских традициях, предусматривает
беспристрастную визуализацию символа одновременно с концентрацией на
гипнагогических образах. Символичность этих образов может помочь сохранить
непрерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут представлены
три варианта этой техники: два -- из древних тибетских наставлений, датируемых
VIII веком, и третий -- от современного учителя тибетского буддизма.
Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых упражнениях образы
визуализируются в области гортани. Психофизиология йогов считает, что наше тело
содержит "тонкоматериальные центры сознания", именуемые чакрами. Их семь, и
размещены они вдоль оси тела, от основания позвоночника до макушки. Считается,
что горловая чакра, одна из них, регулирует состояния сна и бодрствования.
Состояние, в котором мы находимся -- бодрствование, сон или сновидение --
зависит от степени ее возбуждения14. Любопытна параллель между функциями,
приписываемыми горловой чакре древневосточными психологами, и установленной
современными западными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и
бодрствования15. Я бы не стал отвергать, не проверив, утверждения таких
дисциплинированных и внимательных наблюдателей как йоги, только из-за того, что
они не укладываются в русло современной научной методологии -- системы
стандартов, которой не существовало, когда зарождалась йога. Напротив, я с
нетерпением жду дальнейших научных исследований идей древнего Востока.
Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение непосредственно из
бодрствующего состояния, приводимые в данной главе, включают специальный метод
глубокого дыхания, именуемый "горшкообразным дыханием", из-за того, что нижняя
часть живота при его выполнении надувается наподобие горшка. В следующем
упражнении описана техника "горшкообразного дыхания".
УПРАЖНЕНИЕ:
РАССЛАБЛЕННОЕ ("ГОРШКООБРАЗНОЕ") ДЫХАНИЕ
1. Устройтесь поудобнее
Упражнения на релаксацию, медитацию и сосредоточение, предлагаемые в этой книге,
можно выполнять в удобной сидячей позе, поскольку в положении лежа слишком легко
уснуть. Но первое время вам все же рекомендуется делать это упражнение лежа на
твердой поверхности. Расстегните одежду на шее и в поясе. Закройте глаза. Руки
сложите на животе, так, чтобы большие пальцы находились у основания грудной
клетки, а средние соединились на пупке.
2. Наблюдайте за своим дыханием
Сделайте глубокий медленный вдох, а за ним такой же выдох. После этого дышите
почти как обычно, только немного глубже и медленнее, следя за серединой своего
живота. Обратите внимание на руки -- вы увидите, что на диафрагму и мышцы живота
ложится большая нагрузка по всасыванию и выталкиванию воздуха из легких.
Прочувствуйте движения своего живота и обратите внимание, как работают различные
группы мышц, когда вы ритмически наполняете и опорожняете свои легкие.
Сконцентрируйтесь на точке, где начинается вдох -- на границе между грудью и
животом, наполняя легкие снизу вверх. Короче говоря, наблюдайте за своими
ощущениями во время дыхания.
3. Дышите глубоко и медленно
Дайте своему дыханию войти в спокойный, но естественный ритм. Не делайте усилий,
но следите за тем, чтобы диафрагма и солнечное сплетение своим движением
способствовали "горшкообразному" округлению вашего живота на вдохе.
Представляйте, как вы вдыхаете живительную энергию в форме света, который на
выдохе выходит сквозь поры вашего тела. Почувствуйте, как этот "свет" протекает
через легкие в артерии и капилляры, питая каждую клетку.
(Заимствовано из Хана16)
ОТРАБОТКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ:
ТЕХНИКА БЕЛОЙ ТОЧКИ
1. Перед сном
А. Примите твердое решите осознать состояние сна.
Б. Визуализируйте в гортани (точка 2 на стр.??56) красную, ярко светящуюся букву
"А" (см. комментарий ниже).
В. Сосредоточьтесь на излучении А. Вообразите, будто оно освещает все вещи в
этом мире, показывая, что в действительности они нереальны и являются
субстанцией сна.
2. На рассвете
А. выполните 7 раз горшкообразное дыхание (см. предыдущее упражнение).
Б. 11 раз повторите свое намерение осознать природу состояния сна.
В. Сосредоточьтесь на точке цвета белой кости, расположенной между бровями
(точка 1 на стр.??56).
Г. Продолжайте удерживать свое внимание на точке, пока не почувствуете, что
спите.
Комментарий
Согласно доктрине йоги, каждая чакра имеет свой звук, или "коренной слог",
связанный с ней. Коренной слог для горловой чакры -- это "А", рассматриваемое
как символическое воплощение Творческого Звука, энергия которого пробуждает мир
к бытию (через понятия или как-то еще). Это представление имеет определенную
аналогию с Евангелием от Иоанна, где сказано: "Вначале было слово ...".
Если вам не удается осознать состояние сна с помощью техники белой точки, Йога
состояния сна советует попробовать йогу черной точки, приводимую ниже.
(Заимствовано из Эванс-Вентца17)
ОТРАБОТКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ:
ТЕХНИКА ЧЕРНОЙ ТОЧКИ
1. Перед сном
А. Сосредоточьтесь на белой точке между бровями ( точка 1 в схеме стр.??56).
2. На рассвете
А. 21 раз выполните горшкообразное дыхание (см. упр. выше).
Б. 21 раз повторите свое намерение осознать состояние сна.
В. После этого сосредоточьтесь на черной точке размером с противозачаточную
пилюлю, расположенной в основании воспроизводящего органа (точка 33 в схеме на
стр.??56)
Г. Удерживайте свое внимание, пока не почувствуете, что спите.
(Заимствовано из Эванс-Вентца18)
Что такое лотос сновидения
Третья техника визуализации исходит от Тартанга Тулку, тибетского учителя,
живущего и работающего в Соединенных Штатах. Он первым ввел меня в тибетскую
йогу сна в 1970 году, как уже упоминалось в 3-й главе. Как и предыдущие два,
этот метод использует визуализацию в горловой чакре, в данном случае, пламени в
цветке лотоса. Это сходство не случайно. Падмасамбхава, учитель VIII столетия,
принесший в Тибет техники йоги сновидения, основал также и орден Ньингмы, к
которому ныне принадлежит Тартанг Тулку.
Пламя, как объясняет Тулку, символизирует сознание -- то, которое воспринимает
события как в бодрствующем состоянии, так и во сне19. Поэтому оно представляет
собой потенциальную возможность непрерывности сознания в процессе возникновения
сна, чего мы и стараемся достичь.
В буддийской иконографии лотос является символом духовного раскрытия. Лотос
пробивается сквозь тьму болотного ила и толщу воды, и распускаясь над ее
поверхностью, тянет свои лепестки к чистому свету. Достигшие духовного
совершенства также преодолевают границы обыденного мира: их корни в темных
глубинах материальности, но их "головы" (понимание) подняты к свету20. Выполняя
следующее упражнение, помните о символическом смысле данной визуализации.
ТЕХНИКА ЛОТОСА И ПЛАМЕНИ
1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и
ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно.
Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и
планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для
расслабления. Если нет -- попробуйте применить последовательную релаксацию
(стр.??53) или 61-точечную релаксацию (стр.??54).
2. Визуализируйте пламя в лотосе
Как только почувствуете себя полностью расслабленным, представьте в области
гортани (точка 1 на стр.??56) прекрасный цветок лотоса с мягкими, немного
свернувшимися нежно-розовыми лепестками. В центре лотоса представьте
красновато-оранжевое пламя, более яркое по краям, чем в середине. Постарайтесь
увидеть его как можно отчетливее. Мягко сосредоточьтесь на верхушке пламени и
продолжайте визуализацию, сколько можете.
3. Наблюдайте за своими видениями
Наблюдайте, как взаимодействуют с образом пламени в лотосе другие образы,
возникающие в вашем уме. Не пытайтесь обдумывать, интерпретировать или проявлять
интерес к какому-либо из них, но при любых обстоятельствах продолжайте
визуализацию.
4. Слейтесь с воображаемым образом и со сновидением
Созерцайте пламя в лотосе, пока не почувствуете, что этот образ и ваше сознание
слились воедино. Если это случится, значит, вы уже не сознательно фокусируете
внимание на изображении, а просто видите его. Постепенно, по мере практики, вы
почувствуете, что спите.
Комментарий
Если вы не обладаете даром вызывать у себя яркие живые образы, то осуществить
вышеупомянутую визуализацию сколько-нибудь отчетливо может быть трудно. В этом
случае, перед отработкой данной техники вам следует попрактиковать два
вспомогательных упражнения, приведенных в Приложении. Первое -- сосредоточение
на свете -- заключается в концентрации на естественном пламени свечи. Оно
повысит вашу способность сосредотачиваться и заложит в вашу зрительную память
яркий образ пламени как основу для визуализации. Второе, тренировка в
визуализации, поможет выработать способность вызывать яркие детальные образы.
После этих двух упражнений вам будет легче освоить технику Лотоса и Пламени.
(Заимствовано из Тулку20)
Сосредоточение на других воображаемых объектах
Для сосредоточения при вхождении в сон можно использовать любой познавательный
процесс, требующий минимальных, но сознательных усилий. Вы уже знаете, что
засыпает только ваше тело, в то время как ум, участвующий в процессе познания,
переносится в сон. Таким образом, главное, что требуется -- это чтобы вы лежали
расслабленно, но бдительно, и ваш ум выполнял какое-нибудь повторяющееся
задание. В это время ваше восприятие окружающего мира будет постепенно
ослабевать и исчезнет, в момент, когда вы заснете. Пока вы выполняете задание,
ваш ум бодрствует. Десять лет назад, в соответствии с этим принципом, как часть
своей диссертационной работы, я разработал следующую технику ОСИСБ22.
ТЕХНИКА СЧЕТА ПРО СЕБЯ
1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и
ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно.
Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и
планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для
расслабления. Если нет -- попробуйте применить последовательную релаксацию
(стр.??53) или 61-точечную релаксацию (стр.??54).
2. Засыпая, считайте про себя
Постепенно засыпая, считайте про себя: "1, я сплю, 2, я сплю,..." и т.д.,
постоянно следя за собой. Дойдя до 100, можете начать сначала, если хотите.
3. Осознайте, что вы спите
Продолжая этот процесс, в какой-то момент вы заметите, что сказали себе: "Я
сплю", и при этом на самом деле спите!
Комментарий
Фраза "Я сплю" напоминает вам о том, что вы собрались сделать, хотя особой
необходимости в ней нет. Можно просто сосредоточиться на счете, и этого, скорее
всего, будет достаточно, чтобы понять, что возникающие у вас видения относятся
ко сну.
С этой техникой можно быстро добиться успеха, если у вас есть партнер,
наблюдающий за вами в ходе ее выполнения. Его задача состоит в том, чтобы будить
вас, как только вы уснули, и спрашивать, до какого числа вы досчитали и что вы
видели во сне.
Задача вашего партнера может показаться трудной, но на самом деле, сказать,
когда человек заснул, довольно легко. Существует несколько видимых признаков
тому: при слабом свете можно заметить движения глаз под сомкнутыми веками. Таким
же надежным признаком возникновения сна являются слабые движения или
подергивания мышц губ, лица, рук, ног и других частей тела. Третий признак --
это нерегулярное дыхание.
Во время выполнения упражнения ваш партнер время от времени будет будить вас и
спрашивать, докуда вы досчитали и что видели. Первый раз вы, скорее всего,
дойдете где-то до "50, я сплю...", после чего уснете и забудете про счет.
Запаситесь терпением и продолжайте упражнение. После нескольких десятков
пробуждений в течение нескольких часов обратная связь начнет работать. Рано или
поздно вы скажете себе: "100, я сплю", и увидите, что это действительно так!
(Заимствовано из Лабержа23)
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ТЕЛЕСНЫХ ОЩУЩЕНИЯХ ИЛИ СВОЕМ "Я"
Если засыпая, вы будете сосредоточивать внимание на своем теле, то заметите, что
при определенных условиях возникают ощущения, будто оно куда-то смещается, или
начинает как-то загадочно вибрировать, или полностью парализуется. Все эти
необычные телесные ощущения связаны с процессом возникновения сна, в частности,
БДГ-сна.
Во время БДГ-сна, если вы помните из главы 2, все скелетные мышцы практически
полностью парализуются, кроме тех, что ответственны за движение глаз и дыхание.
БДГ-сон является физиологическим состоянием, при котором в совместную работу
вовлекаются несколько различных специфических систем мозга. Например, мышечный
паралич, блокировка сенсорного восприятия и активация коры мозга производятся
независимыми нейронными системами. Когда эти три системы работают вместе, ваш
мозг находится в состоянии БДГ-сна, и вы, вероятно, видите сны.
Иногда эти системы включаются или выключаются неодновременно. Например, вы
частично можете пробудиться из БДГ-сна раньше, чем отключится парализующая
система. Тогда ваше тело останется парализованным, даже если в других отношениях
вы проснулись. Сонный паралич, как называется это состояние, может возникнуть
как при засыпании (редко), так и при пробуждении (чаще). Если не знать, с чем
это связано, то первый опыт сонного паралича может напугать. Обычно люди
предпринимают упорные, но бесплодные попытки пошевелиться или полностью
проснуться. В действительности, такая паническая реакция дает совершенно
противоположный результат: она стимулирует лимбические (эмоциональные) отделы
мозга и тем самым продлевает БДГ-состояние.
Факты же показывают, что сонный паралич не опасен. Иногда, когда это случается,
вы чувствуете как бы удушье, или чье-то зловещее присутствие. Но это не что иное
как интерпретация вашим полусонным мозгом этого непривычного состояния: должно
быть, случилось что-то ужасное! Средневековые истории о нападениях инкубов (злых
духов, овладевающих, как считалось, спящими женщинами и вступающих с ними в
интимную связь) скорее всего, явились результатом фантастически переосмысленного
опыта сонного паралича. Помните, что когда вы почувствовали сонный паралич,
первым делом надо расслабиться. Скажите себе, что такое состояние, как сейчас, у
вас бывает по несколько часов каждую ночь во время БДГ-сна. Оно не принесет вам
никакого вреда и пройдет через несколько минут.
Сонный паралич не просто не страшен, это состояние, которого надо уметь
добиваться. Испытывать его -- значит находиться на пороге БДГ-сна. Отсюда один
шаг до сна, и один шаг до бодрствования. Просто шагните вперед -- и вы в мире
осознанных сновидений. В следующих упражнениях мы предлагаем несколько способов
сделать этот шаг.
ТЕХНИКА ПАРЫ ТЕЛ
1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и
ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно.
Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и
планам.
2. Сосредоточьтесь на своем теле
Теперь сфокусируйте внимание на своем физическом теле. Переводите внимание с
одной его части на другую по схеме 61-точечной релаксации (стр.??54), раз за
разом проходя по всем точкам. При этом отмечайте про себя, что чувствует ваше
тело в каждой из проходимых точек. Обращайте внимание на необычные ощущения,
вибрации, смещения и т.п. Это предвестники сонного паралича. Рано или поздно вы
испытаете подобные ощущения, которые быстро перейдут в полный паралич вашего
физического тела. На этой стадии вам можно забыть о своем парализованном теле и
войти в мир сна телом сновидения.
3. Покиньте свое тело и войдите в сновидение
Как только вы почувствуете, что ваше физическое тело находится в состоянии
глубокого сонного паралича, вы готовы к выходу. Помните, что ваше временно
парализованное физическое тело имеет волшебного подвижного двойника, тело
сновидений, и что ваше "Я" одинаково хорошо чувствует себя как в одном, так и в
другом. К сожалению, за исключением случайных периодов осознанности, вы редко
обращаете внимание, что каждую ночь ваше тело сновидений играет роль "двойника"
вашего физического тела. Теперь представьте, себя в своем воздушном теле
сновидений, которое как бы выплывает или выкручивается из своего земного
двойника. Спрыгните, упадите или сползите с кровати, приподнимитесь или
провалитесь сквозь пол, пролетите сквозь потолок или просто встаньте. Сейчас вы
в мире осознанных сновидений.
Комментарий
Покинув свою постель, вы должны понять, что теперь вы странник в странном мире.
Помните, что вы -- это тело сновидений, и все вокруг вас тоже сон. Это относится
и к кровати, с которой вы только что встали, и к "сияющему телу", из которого
только что вышли, хотя мгновение назад вы считали его физическим телом. Все, что
вы видите, есть сон.
Если вы считаете, что пребываете в физическом мире в "астральном теле", я бы
посоветовал вам сделать одно или два критических наблюдения и выполнить
несколько проверок состояния. Вот три примера: (1) попробуйте дважды прочитать
какой-нибудь отрывок из книги; (2) посмотрите на электронные часы, потом
отвлекитесь и через несколько секунд снова взгляните на них; (3) попробуйте
найти и прочитать этот параграф, и сделайте собственные выводы!
(заимствовано из Толи24 и Рама25)
Два тела или одно?
Как указывает Толи, "ощущение второго тела не является обязательной деталью, и
основывается на наивной теории познания"26. Как я объяснил в "Осознанных
сновидениях", "внетелесный опыт" часто оставляет непреодолимое впечатление
наличия у нас двух различных тел: физического, земного тела и более тонкого,
астрального. На самом же деле, человек ощущает только одно тело, и это не
физическое тело, а образ тела, т.е. то, каким физическое тело представляет мозг.
Образ тела -- это то, что мы ощущаем всегда, находимся ли мы в физическом,
сновидном или астральном теле27. Ну, а поскольку понятие второго тела не
является необходимым, вы можете попробовать следующий вариант техника Толи --
технику одного тела, которая несет в метафизическом отделении своего багажа на
одно тело меньше.
ТЕХНИКА ОДНОГО ТЕЛА
1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и
ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно.
Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и
планам.
2. Сосредоточьтесь на своем теле
Теперь сосредоточьте свое внимание на физическом теле. Переводите внимание с
одной части тела на другую по схеме 61-точечной релаксации (стр.??54), раз за
разом проходя по всем точкам. При этом отмечайте про себя, что чувствует ваше
тело в каждой из них. Обращайте внимание на необычные ощущения, вибрации,
смещения и т.п. Это предвестники сонного паралича. Рано или поздно вы испытаете
подобные ощущения, которые быстро перейдут в полный паралич вашего тела. На этой
стадии вам можно забыть о своем парализованном теле и войти в мир сна телом
сновидения.
3. Покиньте свое тело и войдите в сновидение
Как только вы почувствуете, что ваше физическое тело находится в состоянии
глубокого сонного паралича, вы готовы идти дальше. Помните, что образ тела,
которое вы сейчас воспринимаете как парализованное физическое тело, не может
передвигаться (в ментальном пространстве), потому что сенсорная информация
говорит мозгу о том, что ваше физическое тело неподвижно. Когда же поступление
сенсорной информации прекратится (когда вы глубже погрузитесь в БДГ-сон), ничто,
кроме памяти, уже не будет напоминать о том, что ваше тело находится в прежнем
положении. Теперь вы свободно можете перемещать образ своего тела, или тело
сновидения, не вступая в противоречие с сенсорными системами. Образ вашего тела
может перемещаться независимо от реального положения тела физического, как это
обычно и бывает во сне.
Более того, ощутив сонный паралич, вы можете быть уверены, что сенсорное
восприятие скоро прекратится. Просто представьте себе, что образ вашего тела
снова может двигаться. Вообразите себя не спящим в кровати, а в каком-либо
другом месте или при других обстоятельствах. Как только почувствуете свое тело
сновидения за пределами кровати, сигналы от парализованного физического тела
перестанут вас беспокоить.
Комментарий
При отработке как техники одного тела, так и техники двух тел, необходимо
выполнять следующее условие: покинув постель, вы должны осознать, что спите.
Помните, что вы находитесь в теле сновидения, и все вокруг вас -- тоже сон. Все,
что вы видите -- это ваш сон.
(Заимствовано из Толи28 и Рама29)
Одно тело или ни одного?
Разумеется, даже одно тело (образ), которое мы оставили для последней техники,
является продуктом наивного метафизического реализма. Ваше восприятие тела --
это всего лишь результат его моделирования мозгом. В состоянии бодрствования,
благодаря поступлению в мозг сенсорной информации, этот результат идентичен
физическому телу.
Этим объясняется ограниченность возможностей физического тела: мозгу необходимо
постоянно иметь подробную модель, корректно отражающую взаимоотношения между
телом и окружающим миром, и ваши действия не должны вступать в противоречие с
этой моделью.
Теперь рассмотрим совершенно иную ситуацию -- БДГ-сон. В этом случае ваше
физическое тело не поставляет мозгу практически никакой полезной сенсорной
информации. В результате мозг не может набрать данных, чтобы построить
законченную модель, похожую на физическое тело. В каком-то смысле он "теряет"
спящее тело. Потому-то образ тела и гуляет по стране сновидений, в блаженном
неведении, что будь у мозга необходимая сенсорная связь, оно бы и с места не
сдвинулось!
Теперь давайте зададим пристрастный вопрос: Если создаваемая мозгом модель уже
не отражает объективно внешних условий, положения или рода деятельности
физического тела, то почему она представляет в прежнем виде его внешность,
функциональные особенности, топологию... или форму?
Как сказал Толи, "ощущение кем-либо своего тела во сне является всего лишь
феноменом, переносимым из состояния бодрствования, и от него можно
избавиться"30. Это позволяет выбросить за борт остатки метафизического багажа и
двигаться дальше совсем налегке. От техники двух тел мы перешли к технике одного
тела. Теперь очередь за техникой без тела.
БЕСТЕЛЕСНАЯ ТЕХНИКА
1. Полностью расслабьтесь
Лежа на кровати, прикройте глаза и расслабьте голову, шею, плечи, спину, руки и
ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите медленно и спокойно.
Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и
планам. Если вы только что проснулись, этого должно быть достаточно для
расслабления. Если нет -- попробуйте применить последовательную релаксацию
(стр.??53) или 61-точечную релаксацию (стр.??54). Пусть все утихает, становится
все медленнее, все расслабленнее, пока ваш ум не станет спокойным, как море в
безветренную погоду.
2. Подумайте, что вскоре вы уже не будете ощущать свое тело
Засыпая, сосредоточьтесь на мысли, что с наступлением сна вы перестанете
воспринимать свое тело.
3. Свободно парите во сне как точка эго
Перестав ощущать свое тело, вообразите, что вы -- точка сознания, которая может
воспринимать, чувствовать, думать и действовать в мире сна. Свободно парите в
мире сна, как пылинка на свету.
Комментарий
Некоторые, возможно, почувствуют, что им пока не хочется существовать в виде
бестелесной искры. Не волнуйтесь, во сне у вас есть широкий выбор вакантных тел.
Толи описал комбинированную процедуру, называемую "техникой образов и точки
эго", которая отличается от бестелесной техники только в одном: кроме всего
прочего, вы должны концентрироваться на гипнагогических видениях. Он пишет:
"Если наблюдаемый сценарий сна установился, то можно в него включиться. При
определенных обстоятельствах, точка эго может войти в тело другого персонажа сна
и овладеть его "моторной системой"31.
(Заимствовано из "Техники точки эго" Толи32)
КУДА НАМ ИДТИ ДАЛЬШЕ?
В последних двух главах были описаны и объяснены техники вхождения в осознанное
сновидение. Попробуйте каждую из них и остановитесь на той, которая лучше всего
у вас получается. Практикуйте ее почаще, и вы увидите, как будет расти ваше
мастерство. Чем больше вы переживете осознанных сновидений, тем легче они будут
у вас получаться. Но тогда возникнет вопрос: куда идти и что делать дальше?
Следующие две главы подготовят вас к практическому использованию осознанных
сновидений, снабдив сведениями и техниками для их продления и показав, как
работать с образами сна.
СТРУКТУРА СНОВИДЕНИЙ
СНЫ -- МОДЕЛЬ МИРА
Эта глава дает общее представление о процессе сновидений. Пока во сне ваша
голова витает в облаках, обратите внимание на ноги, стоящие на земле.
Главная задача мозга, как обсуждалось во второй главе, предсказывать и
воздействовать на результаты действий во внешнем мире. Для этого он строит
модель мира. Свою версию происходящего в мире мозг основывает на информации,
постоянно поступающей от наших органов чувств. А наиболее доступной является уже
имеющаяся у нас информация, которая воплощена в воспоминаниях, ожиданиях,
страхах, желаниях и т.д. Я считаю, что сны -- это результат обработки этой
внутренней информации с целью создания модели мира, результат тех же самых
процессов восприятия и осмысления, с помощью которых мы воспринимаем мир в
состоянии бодрствования. Поэтому чтобы понять процесс сновидения, необходимо
разобраться в процессе восприятия в процессе бодрствования и в происходящих в
нем изменениях.
СТРУКТУРА ВОСПРИЯТИЯ
Процесс восприятия представляет собой сложную и изначально бессознательную
оценку сенсорной информации, а также другие факторы, распадающиеся на два
основных вида: ожидания и мотивации.
Восприятие и ожидание
Восприятие (то, что мы видим, слышим, осязаем и т.д.) в значительной степени
зависит от наших ожиданий. То есть в первую очередь, мы воспринимаем то, чего
больше всего ожидаем. Ожидания принимают различные формы, и одними из наиболее
важных являются обстоятельства. Чтобы понять, насколько мощно влияет обстановка
на восприятие, заметьте, сколько времени у вас уйдет, чтобы прочитать вслух
следующие два предложения:
Образуют расставленные их случайно же быстро но примере правильно слова легче
осмысленное гораздо поэтому слова предложение эти в как чем прочитать самые
предыдущем те.
Эти слова образуют осмысленное предложение поэтому прочитать их быстро и
правильно гораздо легче чем те же самые слова, но расставленные случайно как в
предыдущем примере.
Очевидно, что чтение первого предложения у вас заняло больше времени, чем
второго. Произошло это потому, что во втором предложении слова расставлены с
определенным смыслом. Каждое слово входит в разумный контекст, который помогает
вам это слово увидеть, прочитать и понять. В первом же предложении вы лишены
поддержки контекста и поэтому на осмысление слов у вас уходит больше времени.
Легче также воспринимается все более привычное. Попробуйте идентифицировать все
три элемента на рис. 5.1. Сколько времени вы потратили на каждую из фигур?
Первой вы, вероятно, узнали собачку, потом -- корабль, и последним -- слона. Это
соответствует степени их близости нам в нашей жизни. То есть ожидаешь
привычного.
Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является недавний опыт,
связанный с объектом восприятия. По данным Стейнфелда, испытуемые, которым была
рассказана история об океанском круизе, узнали на рисунке 5.1.с пароход менее
чем за 5 секунд1. У тех же, кому предлагался рассказ на другую тему, на это
уходило 30 секунд. Мы предполагаем, что текущие события будут похожи на то, что
было недавно.
На восприятие человека могут сильно повлиять также и личные интересы, род
занятий и особенности характера. Этот факт используется в тестах типа "клякс
Роршаха", в которых на основе интерпретации фигур неправильной формы
производится оценка личности. Бартлет заметил, что испытуемые, которых просят
истолковать кляксы, в свои объяснения часто вкладывают информацию о роде своих
занятий и интересах. Например, одна и та же клякса напомнила женщине "шляпку с
перьями", министру "раскаленную Вавилонскую печь Навуходоносора", а физиологу --
"снимок поясничного отдела пищеварительной системы"2. Посмотрите на рисунок 5.2.
Что напоминает эта клякса вам?
Различия в восприятии обусловленные профессиями людей проявляются и более
непосредственно. Клиффорд и Булл в течение нескольких часов показывали
полицейским и гражданским лицам киносъемку городских улиц. Задачей испытуемых
было искать беглых преступников (по фото) и следить за переменами в обстановке
(от легальной к криминальной и т.п.). Хотя в целом обе группы отметили
одинаковое количество людей и событий, полицейские заподозрили больше краж, чем
граждане, поскольку ожидали увидеть криминал3. Ожидание изменяет восприятие в
соответствии с вашим представлением о предмете восприятия.
Восприятие и мотивация
Другим важным фактором, влияющим на восприятие, является мотивация. Мотивации --
это причины, побуждающие нас делать то или иное. Существует множество типов
мотивации, от наиболее примитивных, например, голода, жажды, полового влечения,
до психологических потребностей -- любви, признания, уважения, и в конце концов,
высших побуждений, таких как альтруизм, а также того, что Абрахам Мэслоу назвал
самореализацией -- потребности осуществить то уникальное, что заложено в каждом
человеке природой. На процессы восприятия влияют мотивации всех уровней.
Влияние мотивации низших уровней осуществляется непосредственно. Например, в
одном эксперименте детей попросили оценить размеры монет. При этом одна и та же
монета бедным детям казалась больше, чем богатым. В другом эксперименте
школьникам показывали одни и те же неправильные фигуры до и после еды. При этом
до еды они ассоциировались с видом пищи в среднем в два раза чаще, чем после.
Как гласит пословица: "What bread looks like depends upon whether you are hungry
or not" (каким вам видится хлеб зависит от того, голодны вы или нет).
Определенное влияние на поведение и восприятие оказывают сильные эмоции.
Известно, что рассерженный человек склонен везде видеть врагов. Робкий всегда
преувеличивает опасность, принимая порой муху за слона. Влюбленные,
подогреваемые стремлением видеть предмет своего обожания, могут ошибочно принять
за него постороннего человека.
В общем, мотивации направляет действия людей на удовлетворение их потребностей.
Мотив или эмоция изменяет ваше восприятие событий в сторону желаемого их исхода.
СХЕМЫ: СТРОИТЕЛЬНЫЕ ЛЕСА УМА
Восприятие, включающее анализ и оценку сенсорной информации, предполагает
наличие механизма определения информации, которую мы воспринимаем. Например,
перед нами расплывчатая тень какого-то предмета. Что это -- куст или медведь?
Булыжник или груша? Для отождествления с любым из этих предметов, вы уже должны
иметь их умозрительные модели, с которыми можно было бы сравнивать информацию от
ваших органов чувств. Самая подходящая скорее всего совпадет с тем, что вы
видите.
То же происходит и на более абстрактных уровнях сознания, включая язык, мышление
и память. Например, вы не сможете сделать вывод, о тактичности или правдивости
говорящего, пока у вас не будет умозрительной модели тактичности или
правдивости. Эти умозрительные модели, именуемые "схемами", или "каркасами", или
"сценариями" представляют собой блоки, на которых основывается восприятие или
мышление.
Новые схемы создаются путем изменения или комбинирования старых, некоторые из
которых заложены геннетически. При этом учитываются основные закономерности
окружающего мира и прогноз трансформации на будущее. Схема -- это модель, или
абстрактное знание относительно какой-то области реальности. Это "разновидность
неформальной, несформулированной теории о природе событий, объектов или
ситуаций, с которыми мы сталкиваемся". Весь имеющийся у нас набор схем для
интерпретации нашего мира", -- пишет стэнфордский психолог Дэвид Румельхарт, --
"в каком-то смысле представляет нашу личную теорию о природе реальности"4.
Схемы помогают упорядочить восприятие, группируя вместе типичные наборы
признаков или свойств объектов, людей или ситуаций. Это дает нам возможность
выходить за пределы той неполной информации, что доступна нашим чувствам, и
воспринимать мир целостно.
УПРАЖНЕНИЕ:
КАК СХЕМЫ ВЫВОДЯТ НАС ЗА ПРЕДЕЛЫ ИМЕЮЩЕЙСЯ ИНФОРМАЦИИ
1. Прочитайте историю
Чтобы понять, как схемы управляют восприятием прочитайте следующую историю и
представьте происходящее, прежде чем читать дальше:
"Насреддин спрашивает в магазине: "Вы видели меня когда-нибудь раньше?" "Ни разу
в жизни", -- отвечает хозяин. "В таком случае," -- говорит Насреддин, -- "откуда
вы знаете, что это был не я?"
2. Перечислите все, что вы наверняка знаете о случившемся
Проанализируйте ситуацию, составьте список того, что вы с абсолютной
определенностью знаете о случившемся, то есть включайте в список только ту
информацию, которая явно присутствует в рассказе; как говаривал Джо Пятница
Драгнета: "Только факты, мэм". При необходимости обращайтесь к тексту. Потратьте
на список столько времени, сколько Вам необходимо (около пяти минут). Вот его
начало, заканчивайте сами: (1) Насреддин зашел в магазин; (2) Насреддин задал
вопрос; (3) хозяин ответил на вопрос; (4) .... и так далее.
3. Перечислите все, что вы можете с большой долей вероятности предположить о
случившемся
Теперь составьте список ваших предположений относительно случившегося.
Старайтесь обосновать каждое свое предположение. При необходимости обращайтесь к
тексту. На эту процедуру Вы должны потратить не менее 10 минут. В любое время вы
можете остановиться, но не раньше, чем записав по меньшей мере дюжину
предположений. Вот начало: (1) Насреддин мужчина; (2) хозяин не был слепым; (3)
Насреддин шел на двух ногах; (4) хозяин не лгал...
Комментарий
Ваш список предположений, должен быть, значительно длиннее, чем список прямых
фактов. Вероятно, вы перечислили все факты, какие только смогли, но список
предположений прервали, когда поняли, что он можете продолжаться бесконечно.
Наше знание о мире гораздо богаче того, что мы имеем возможность непосредственно
наблюдать.
Заметьте, сколько неявных предположений вы сделали относительно этой истории.
Ваша схема магазина заставила вас предположить, что хозяин его занимается
продажей чего-то (скорее всего, товаров, но, возможно, и услуг); что магазин был
освещен либо солнечным светом, либо какой-то лампой; что магазин, вероятно,
имеет стены, потолок, одну или более дверей, возможно, окна и, конечно, пол; что
к магазину можно подойти по улице или по дороге, и что он, вероятно, был
расположен в торговой части города. Ваши схемы социального поведения позволяют
предположить, что Насреддин, скорее всего, вошел через дверь, а не через окно;
что он адресовал свой вопрос хозяину магазина, а не кому-то еще; что хозяин и
Насреддин не были знакомы, что оба они говорили на одном языке и так далее.
Схемы общей ориентации в реальности приводят к предположениям, что законы физики
были неизменны: действовала сила гравитации, что дверь, вероятно, скрипела; что
Насреддин не был хозяином магазина (и поэтому не говорил сам с собой); что
Насреддин не был говорящей собакой; и в конце концов, поскольку вы, наверное,
уже понимаете, что объем предположений ограничивается только творческим
потенциалом и запасом терпения, что Насреддин оставался серьезным, когда он
шутил.
СХЕМЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ
Выполняя предыдущее упражнение, вы, вероятно, сделали для себя вывод, что схемы
очень близки понятию стереотипа. Например, ваше предположение, что хозяин был
мужчиной, было бессознательным. Обычно мы пользуемся схемами, сами того не
осознавая. Например, конкретные правила общественного поведения мы применяем в
зависимости от обстоятельств. Мы ведем себя определенным образом в зависимости
от ситуации, в которой находимся (формально, дружески, интимно и т.д.).
Соответствующее ("ожидаемое") поведение определяется автоматически, как часть
определенной схемы. Таким образом, если вы в оперном театре, то соответствующая
схема заставляет вас тихо сидеть на своем месте, а не гулять по проходам.
Я думаю, вы убедились, что схемы существуют на все случаи. "Аналогично тому, как
все от малого до великого основывается на теории, так и схемы представляют
знание на всех уровнях -- от идеологических и культурных традиций до правил
построения предложений в своем языке, значений отдельных слов и фонетической
транскрипции каждой буквы алфавита", -- пишет Румельхарт5.
Схемы связаны между собой. Определенная схема, такая как например, "зритель в
оперном театре", автоматически приводит в действие ряд других схем. Поэтому
женщину на сцене, одетую в королевское платье, вы принимаете за певицу, а не за
какого-нибудь члена королевской семьи.
АКТИВАЦИЯ СХЕМЫ
До сих пор мы обсуждали схемы в чисто психологическом ракурсе, однако и в мозге
за них отвечают, по-видимому, вполне определенные группы нервных клеток.
Современная теория придерживается принципа, что степень влияния схемы на
восприятие и поведение человека определяется степенью возбуждения
соответствующей группы нейронов.
Фрейд считал, что разум подразделяется на сознательное, предсознательное и
бессознательное. В этом языке активация схемы сверх критического порога приводит
к сознательному восприятию.
Схемы, активирующиеся слишком слабо, чтобы повлиять на другие схемы, приводят к
бессознательному восприятию. Те же, которые активируются достаточно, чтобы
повлиять на активацию других схем, но все-таки ниже критического порога,
остаются частью предсознательного разума.
Поясним это на примере. Рассмотрим слово, связанное со схемой, которая в данный
момент, скорее всего, у вас не активирована: океан. Пока вы не прочитали это
слово, ваша схема подходящая для океана, вероятно, находилась без действия в
бессознательной области разума, вместе с другими связанными с ней схемами.
Однако, теперь, эта схема у вас уже превысила порог сознания и, вероятно,
активизировала несколько других, таких как рыба, чайки и побережье. Могла вам
прийти в голову и пословица: "Only call yours what cannot be lost in a
shipwreck" (по-настоящему ваше только то, что нельзя потерять при
кораблекрушении).
Кроме доведения нескольких схем до сознательного уровня, слово "океан" вызвало к
действию определенные схемы на предсознательном уровне. Это те из них, которые
ассоциируются с океаном, но не приходят в голову сразу. Например, схема корабля
у вас, наверное, немного, но активировалась (хотя сейчас она находится уже в
сознательной области вашего разума).
Даже если образ корабля отсутствует в вашем сознании, подсознательную активацию
схемы корабля можно продемонстрировать, показав вам рисунок 5.1c. Как и
испытуемые Стейнфелда, которым рассказали историю об океанском круизе, вы должны
быстро распознать в рисунке корабль. Таким образом, схемам не обязательно
присутствовать в нашем сознании, чтобы воздействовать на наше поведение.
МОДЕЛЬ СНОВИДЕНИЯ
Структура сновидений
Моя точка зрения состоит в том, что сновидения это имитация реальности,
осуществляемым нашими системами восприятия. Полученные вами знания о
бодрствующем восприятии помогут вам разобраться в этой теории.
Рассмотрим, прежде всего, изменения процесса восприятия во время сна. Во время
БДГ-сна, как следует из главы 2, способность воспринимать информацию из внешнего
мира, равно как и способность тела двигаться, подавлены, в то время как мозг в
целом активен. Эта активность возбуждает некоторые схемы выше порога восприятия.
Они проникают в сознание, заставляя спящего видеть, слышать, осязать и
переживать то, чего в данный момент нет в окружающем его мире.
Если вы в реальности видите то, чего нет на самом деле, информация, поступающая
по сенсорным каналам, быстро исправляет это ошибочное впечатление. Почему же
этого не происходит во время сна? Ответ: потому что сенсорные поступления в
мозг, которые могли бы исправить такого рода ошибки, отсутствуют.
Что мы обычно видим во сне
Наши ощущения во сне определяются теми схемами, которые активированы выше порога
осознания. Но как отбираются конкретные схемы для активации? С помощью тех же
процессов, что и в состоянии бодрствования: ожиданием и мотивацией.
Ожидание проявляется в сновидении многими способами. Конструируя мир сна, мы
ожидаем, что он будет похож на миры, в которых мы уже бывали. Таким образом, в
мире сна почти всегда присутствует гравитация, пространство, время и воздух.
Недавний опыт оказывает такое же влияние на сон, как и на бодрствующее
восприятие. Фрейд назвал это "дневным осадком".
Так же действуют личные интересы, заботы и род занятий. Министр, который увидел
в чернильной кляксе "раскаленную печь Навуходоносора", вполне мог видеть во сне
безумного вавилонского царя. Выше упоминалось исследование, показавшее, что
служащие полиции с большей вероятностью, чем обычные граждане, ожидают и, как
следствие, видят несуществующие преступления. Какая из этих групп, по-вашему,
чаще видит преступления во сне?
Сильно влияют на бодрствующее восприятие мотивация и эмоции, того же можно
ожидать и в сновидениях. Вам, вероятно, снились сны, в которых сбывалось то, о
чем вы мечтаете -- так называемые "осуществляющие желание сны". Предположим,
например, вы легли спать не поужинав. Как и голодным школьникам, которым
неправильные фигуры напоминали пищу, вам может присниться еда. На Фрейда эта
характерная черта снов произвела такое впечатление, что он положил ее в основу
целой теории сновидений. Согласно Фрейду, любой сон является воплощением
желания, но здесь он, похоже, поторопился с обобщениями, поскольку ночные
кошмары противоречат его предположениям.
Действительно, аналогично тому, как в бодрствующем состоянии страх делает нас
более пугливыми, то есть готовыми принять все непонятное за опасность, то же
происходит и во сне. Причина того, что людям снятся неприятные и даже ужасные
вещи не в мазохистском бессознательном стремлении к самоуничтожению, как считал
Фрейд, а, скорее, в боязни определенных событий и ожидании, что они могут
произойти. Вы не можете бояться призраков, если вы в них не верите.
Почему сны напоминают связные истории?
С учетом всей информации, можно было бы ожидать, что сны представляют собой
последовательность бессвязных образов, мыслей, ощущений и впечатлений, а не
волнующие истории с занимательными подробностями, какими они часто являются. Я
считаю, что сложность и осмысленность сновидений можно объяснить активацией
схем. Понять этот процесс можно проанализировав еще раз данные о том, насколько
больше схематических предположений, чем конкретной информации, вы извлекли из
упражнения на стр.??123 ("Как схемы выводят нас за пределы имеющейся
информации"). Как видите, несколько общих схем могут породить множество
осмысленных деталей: дайте спящему мозгу схему точки, и он увидит муху, дайте
ему одну или две активированные схемы, и он сотворит из них сон.
Некоторые сновидения имеют сюжет столь же последовательный, захватывающий,
драматический и глубокий, как и лучшие образцы литературного творчества. Иногда,
пробудившись от такого сна, понимаешь, что значение персонажей или событий,
возникавших по ходу сюжета, прояснилось только в развязке. Это создает
впечатление, будто весь сюжет сна был продуман заранее и что бессознательный
разум, вместе со сновидением, дал задание сознательному разуму истолковать его.
Однако, более простое объяснение, мне кажется, состоит в том, что на протяжении
сна была активирована схема истории.
Понятие схемы истории вас не озадачит, если вспомнить, что схемы существуют на
все случаи. Схема истории, или повествовательная схема, является основной и
одинаково понимаемой во всем мире частью человеческой культуры. Типичная история
состоит из последовательности эпизодов, которая делится на три части: завязка,
кульминация и развязка. В завязке на сцене присутствуют обстоятельства и
персонажи, которые обычно сталкиваются с какой-нибудь проблемой или трудностью,
как-то разрешаемой в конце повествования.
Карл Юнг тоже описывал сон как драму в трех действиях. Схемы историй могут
включать в себя последовательность событий, моменты появления действующих лиц,
драматические конфликты и их развязку, "неожиданную" концовку и так далее. И
совсем не обязательно привлекать бессознательный разум в роли "режиссера
сновидений".
Почему сновидения осмысленны
Взгляд на сны как на модель мира далек от традиционного мнения о них как о
вестях, посылаемых богом или, бессознательным. Выше приводились аргументы против
точки зрения на сны как на письма к самому себе6. Добросовестная интерпретация
сновидений может оказаться полезной процедурой и очень многое сказать о личности
человека.
Причина этого очевидна. Припомните тест с чернильной кляксой. Как может образ,
который люди видят в кляксе, что-то говорит нам о них? Интерпретации этих людей
информируют нас об их интересах, делах, заботах и особенностях характера. Сны же
содержат гораздо больше информации о личности, нежели интерпретация клякс,
потому что материал для создания образов поставляется нашим разумом. Сны -- не
послания, они -- творения самых сокровенных глубин нашей психики. А если так, то
они безошибочно отражают, что мы из себя представляем и кем можем стать.
Структура сновидений: два примера
Следующие два примера гипотетических сновидений иллюстрируют несколько
особенностей построения снов: (1) сны являются продуктом взаимодействия между
различными областями разума, включая сознательное, предсознательное и
бессознательное; (2) схемы, мотивации и ожидания взаимодействуют по ходу сна; и
(3) в снах нет никакой предопределенности. В снах одинаково находит отклик
мотивации как низшего, так и высшего уровней, ожидания как катастрофы, так и
звездных часов.
СОН, ВАРИАНТ 1
Я погружаюсь в БДГ-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В
течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это
схема городской улицы, которая еще действует под влиянием моих дневных
впечатлений. Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я
замечаю, что настала ночь, и улица тускло освещена. Это активирует ряд схем (до
этого находившихся в бессознательной и предсознательной областях разума),
связанных с опасностью, которая исходит от ночных улиц, страхом перед теми, кто
может причинить мне вред. Мой страх сопровождается возникновением на другой
стороне улицы темной фигуры.
Кто он? Я не могу разглядеть его достаточно хорошо, чтобы сказать, на кого он
похож, но в голове мелькает мысль, что это может быть грабитель. И он становится
грабителем: угрожающе смотрит на меня, а я поворачиваюсь и направляюсь в другую
сторону. Я боюсь (а значит, ожидаю), что он последует за мной, так оно и
происходит. Я пускаюсь бежать, и он бежит за мной. Я пытаюсь избавиться от него,
прячусь по разным улицам и переулкам, но каким-то образом он все время находит
меня.
В конце концов, я затаиваюсь под какой-то лестницей и несколько мгновений
чувствую себя в безопасности. Но как только я подумал, что он найдет меня и
здесь, так оно и происходит. Я просыпаюсь весь в поту.
СОН, ВАРИАНТ 2
Я погружаюсь в БДГ-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В
течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это
схема городской улицы, которая еще действует в качестве "дневного осадка".
Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что
стоит ночь, и улица тускло освещена.
Ощущение пребывания на ночной улице активирует другие связанные с ним схемы, и в
голову приходит мысль, что я иду в кино. Я вижу темную фигуру на другом конце
улицы, которую не могу хорошо разглядеть. Однако схема кино подталкивает меня к
мысли, что это друг, с которым я должен встретиться перед сеансом. Когда я
подхожу ближе, то вижу, что это действительно мой друг.
Мы идем в кинотеатр по улице, которая мне хорошо знакома. Но я забыл, на какой
фильм мы идем и всматриваюсь в афишу. Какая-то часть моего разума, вероятно,
осознает, что я сплю, -- активируется схема сновидения, и я вижу на афише
название "Последняя волна" (фильм о сновидениях). Я видел этот фильм много раз,
и мне не понятно, почему я опять иду его смотреть. Я вновь обращаюсь к афише, но
на этот раз на ней другое название "Сон или бодрствование". Я не могу пропустить
такую недвусмысленную подсказку, и теперь полностью понимаю, что сплю. Мой друг
исчез, пока я размышлял над афишей. Я поднимаюсь в небо и парю (зная, что схема
гравитации здесь не работает).
УМСТВЕННЫЕ ОКОВЫ СНОВИДЕНИЯ
Предположения могут быть опасны
Схемы -- это наши предположения о мире. Если эти предположения ошибочны, схема
перестает быть адекватной моделью мира, и тогда происходит пересмотр
предположений и модификация схемы, которые известный психолог Жан Пиаже назвал
"адаптацией". Адаптированная схема более приближена к реальности и это расширяет
наши знания.
Постоянное приспособление своих схем к новой информации, делает их более
полными, согласованными и "осмысленными", а, следовательно, расширяет наш мир. К
сожалению, люди не всегда стремятся адаптировать свои схемы, в соответствии с
новой информацией.
Очень часто новая информацию игнорируется как раз из-за того, что она не
удовлетворяет положениям наших старых схем. Не замечая этого расхождения, мы
"ассимилируем" по терминологии Пиаже, наше восприятие реального события или
объекта в нашу схему. По этой причине, сложно, например, тщательно вычитать
корректуру. Мы можем счесть какую-то деталь нехарактерной или недостаточной для
выводов, если видим, что она не вписывается в схему.
Вспомним рассказ о Насреддине (глупом мулле, воплощающем наиболее характерные
человеческие недостатки) и царском соколе, прилетевшем к нему на подоконник.
Насреддин никогда не видел такого странного "голубя", и поэтому, распрямив
аристократический клюв и обрезав когти, он отпустил сокола на свободу со
словами: "Теперь-то ты больше похож на птицу..."7.
Как и Насреддин, обрезавший соколу самые выступающие части тела потому, что они
не вписывались в его схему птицы, мы иногда страдаем от самонадеянной
близорукости, пытаясь свести новые концепции к уже имеющимся у нас понятиям.
Между прочим, одна из задач анекдотов о Насреддине и других рассказов суфийских
учителей -- дать нам схемы, позволяющие посмотреть на себя по-новому и
способствовать развитию тонкого восприятия.
В состоянии сна мы подчинены тому же набору общих схем, что и в состоянии
бодрствования. И в том и в другом состоянии мы предполагаем, что бодрствуем, и
поэтому во сне наше восприятие искажается, чтобы удовлетворить этому
предположению.
Причудливые события в наших сновидениях мы всеми способами стараемся
ассимилировать и в то, что считаем возможным. Даже если нам и удается отметить
их необычность, мы, как привило, стараемся дать этому разумное объяснение.
Стремясь, однако, стать осознанно сновидящим, вы должны быть готовы к тому, что
"странный голубь" может оказаться птицей с совершенно другим оперением, и что
иногда аномалии восприятия объясняются тем, что вы спите.
Значение ожиданий в структуре сновидений
Ваши сознательные или предсознательные ожидания и предположения о характере
сновидений в значительной степени определяют ту конкретную форму, которую
принимают ваши сновидения. Как было сказано, это имеет отношение и к реальной
жизни.
В качестве примера влияния предполагаемых ограничений на человеческие поступки
возьмем миф о четырехминутной миле. На протяжении многих лет считалось, что
пробежать милю быстрее четырех минут невозможно, -- пока кто-то не побил этого
рекорда и невозможное стало возможным. Почти сразу это же сделали и многие
другие.
Предположения играют более важную роль во сне, нежели во время бодрствования.
Ведь в физическом мире действуют ограничения, заложенные в нашем теле, не говоря
уже об ограничениях, налагаемых законами физики.
Хотя барьер 4-минутной мили не был непреодолимым, абсолютный предел человеческой
скорости все-таки существует. Так, по-видимому, невозможно пробежать милю за 4
секунды. Однако в мире сновидений мы, если и подчиняемся законам физики, то лишь
в силу привычки.
Действия в осознанном сне могут ограничиваться пределами функциональных
возможностей мозга. Например, выяснилось, что в осознанных сновидениях
практически невозможно найти и прочитать связные отрывки текста. По выражению
немецкого врача Харальда фон Моэрс-Мессмера, буквы в осознанных сновидениях
просто не хотят стоять на месте. Когда вы пытаетесь сосредоточиться на словах,
они превращаются в иероглифы. (Заметьте, я не говорю, будто мы никогда не можем
читать во сне. У меня лично были сны, где я читал нормально, но это были не
осознанные сновидения, в которых текст является продуктом сознательных усилий).
Как бы то ни было, в сновидениях количество возможных физиологических
ограничений значительно меньше, чем количество физических ограничений,
налагаемых на бодрствующее состояние, поэтому во сне на первый план выходят
ограничения психологического характера, такие как предположения.
Если вы думаете, что не можете, то вы не сможете
По мнению русского философа П.Д.Успенского "человек во сне не может думать о
себе, если только сама мысль не есть сон". Каким-то образом отсюда он делает
вывод, что "во сне человек не может произнести свое собственное имя". В свете
того, что вы теперь знаете о влиянии ожидания на содержание сновидений, вас не
должно удивить сообщение Успенского: "как и ожидалось, я просыпался сразу же,
как только произносил свое имя во сне"8.
Другая осознанно сновидящая, с которой работала английский психолог Селия Грин,
услышала об опытах и теориях этого философа и решила повторить его опыты на
себе. Она сообщила следующее: "Я думала об условии Успенского, которым
сопровождалось повторение своего имени во сне. При попытке сделать это, эти два
слова как будто выпали у меня из памяти, хотя какой-то эффект, похожий на
головокружение, был. Как бы то ни было, я прекратила опыт"9.
Свое осознанное сновидение описала Патриция Гарфилд: "...Я вырезала свое имя на
той же двери, где уже делала это. Я прочитала его и поняла, почему Успенский
считал, что невозможно произнести свое имя во сне: вся атмосфера завибрировала,
загрохотала, и я проснулась". Гарфилд, которая была знакома с экспериментами
подопечной Грин, заключила, что "произнести свое имя во сне можно, но это
действует разрушительно"10.
Я тоже знаком с мнением Успенского, но не согласен ни с его выводами, ни с его
оригинальной теорией. Я уверен, что нет ничего проще, чем произнести в
осознанном сновидении свое имя, это я проверил на практике. В одном из своих
ранних осознанных сновидений я громко выкрикнул волшебное слово: "Стивен, меня
зовут Стивен!"
Кроме того, что я услышал свой собственный голос, ничего особенного не
случилось. Очевидно, и Успенский, и испытуемая Селии Грин, и Гарфилд находились
под сильным влиянием своих ожиданий. Это, безусловно, касается всех нас. В
сновидениях строже, чем где бы то ни было, действует правило: если вы думаете,
что не можете, то вы не сможете. Как говаривал Генри Форд, "считайте, что вы не
можете, считайте, что вы можете, -- в любом случае вы правы".
|
Реклама |
|
|